Постановщик
Кирилл Серебренников — один из реальных героев нашего времени в Большом: сам
написал либретто, сам пригласил композитора Илью Демуцкого и хореографа, в
бывшего 80-х премьером балетной труппы Большого Юрия Посохова.
И что же получилось?
Печорин "растроился" -
сложный персонаж имеет право распадаться на ракурсы и проекции. но стал ли он
"героем". Смелость постановки порой вычёркивает Лермонтова.
Надо отдать
должное артистам. Они превосходно танцуют и убедительны не только в технике, но
и в драматическом искусстве. Но как-то не видно главного: лермонтовского
разочарования, грусти, одиночества на фоне превосходства.
Первая часть
"Бэла" при подчёркнутом кавказском колорите декораций, костюмов и
хореографии сильно противоречит музыке, в которой есть некоторая новизна, но
совсем нет упомянутого колорита. Спасает танец Ольги Смирновой в роли Бэлы.
Интересна оперная
вставка - молитва муэдзина (тенор Марат Гали), но навряд ли имело смысл вводить
политически модную, но не обоснованную для сюжета православную линию явно для
конъюнктурной симметрии.
В целом получился
схематизм. "Бэла" -наиболее слабая часть балета.
На этом фоне вторая часть
"Тамань" представляется гениальной во многих отношениях: в музыке,
хореографии, драматизме, в общей гармонии и передаче лермонтовского
видения.Превосходно танцевала Екатерина Шипулина (Ундина): эффект больших
прыжков, батманов, глубина драматического языка в танце поражают зрителя. Яркие
образы Янко в исполнении Лопатина и слепого мальчика (Гусев) настолько
убедительны и естественны, что лермонтовское повествование кажется просто
вытекающим из танца на языке танца. "Тамань" вполне может стать
самостоятельным одноактным балетом.
"Княжна Мери", казалось бы,
должна довести спектакль до апогея, но слишком расхожая и банальная акцентуация
на тренажёрах и инвалидах уничтожает лермонтовский дух, не терпящий дешёвых
приёмов. Становится ясно, что "Тамань" и была апогеем.
Спасают опять
танцовщики. Но кажется, что лермонтовский сюжет и лермонтовское отношение
кардинально "откорректированы". Гениальный танец Дениса Савина в роли
Грушницкого делает Грушницкого ярким, главным и чувствительно открытым. Танец
Савина удивителен - хочется смотреть это ещё и ещё! Грушницкий в исполнении Савина
заставляет по-иному читать и самого Лермонтова. Грушницкий
"перетанцовывает" Печорина, а Вера
"перетанцовывает" княжну Мери.
Денис Савин, Кирилл Серебренников,
Юрий Посохов и Илья Демуцкий оказались настоящими героями нашего времени в
Большом. Ловлю себя на мысли, что многим из присутствовавших в зале хотелось бы
переделать "Княжну Мери" и довести эту часть до уровня
"Тамани", убрав конъюнктурные "новшества" и
усовершенствовав хореографию для ролей Печорина и Мери. Ещё интересней было бы
увидеть Дениса Савина в роли Печорина, то расщепляющегося на троих, то
объединяющего всех троих. Но это уже запредельно.
Несомненно, при всём притом "Герой
нашего времени" - культурное событие мирового ранга и высшее театральное
достижение 2015 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий