четверг, 13 февраля 2020 г.

О ПОПРАВКАХ 2020 Г. К КОНСТИТУЦИИ РФ


                            О ПОПРАВКАХ 2020 Г. К КОНСТИТУЦИИ РФ
               1. АКТУАЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Мы ранее достаточно детально в своих заметках и проекте предвыборной программы излагали аргументы и предложения по изменению Конституции РФ. Поскольку неожиданно вопрос об изменении конституции приобрёл повышенную актуальность, возникла необходимость акцентуации некоторых предложений.
Особенность российских конституционных преобразований заключается в том, что они, во-первых,  происходят «сверху» в острые критические моменты, во-вторых, сразу после принятия конституции начинались процессы «закручивания гаек»  или массовые репрессии (вспомните принятие Конституции СССР в декабре 1936 г. и репрессии 1937 г., кровавый 1993 г.). Эти явления носят циклический характер и даже коррелируют с астрономическими ритмами (резонансные ритмы Юпитера (7 оборотов), Урана (84 года), Лунных узлов (27 лет)).
С другой стороны, как бы правящая группа ни обосновывала актуальность изменения конституции, для рядового россиянина конституция остаётся неким ориентиром на бумаге, тогда как в реальности живут по подзаконным актам, которые в действительности поставлены над конституцией, правами и свободами человека.
В «действующей» конституции оказались актуально применяемыми и даже соблюдаемыми на практике первые части двух статей главы 2: 47 (право рассмотрения дела в суде, поскольку ответчики пытаются в большинстве случаев объявить себя ненадлежащими), 51 (отсутствие обязанности свидетельствовать против себя и родственников). Другие статьи, особенно ст.ст. 52, 53, к сожалению, властями не соблюдаются. Можно привести огромное количество вступивших в силу судебных постановлений, действующих подзаконных актов, законов и даже статей кодексов, прямо противоречащих Конституции РФ. Рассмотрение коллизий Конституционным Судом РФ носит заявительный, избирательный характер и по сути неправосудного пространства не сокращает. Самой актуальной для России была бы концепция не парламентского и не президентского правления, а гражданского контроля над правлением, особенно над правоохранительными органами и судами. Россия остро нуждается в специальной общественной конституционной палате по надзору, экспертизе и отмене противоречащих конституции актов и постановлений органов всех ветвей власти.
Совершенно понятно стремление правящей группы достичь сохранения своей власти путём некоторого сбалансирования несправедливого распределения материальных благ, но при этом предполагается оставить главную взрывоопасность, заложенную в конституции 1993 г., – режим, полностью зависящий от личности правителя: по существу, Президент РФ является абсолютным монархом, только избираемым, а не наследующим (хотя в древних цивилизациях был длительно подобный монархический принцип, когда власть передавалась не по кровному родству). Вместе с тем правы в определённом смысле те, кто считает парламентскую республику сейчас неприемлемой для России. Видя, как себя ведут некоторые депутаты, как «работают», население не может им доверять. Но ещё больше население не может доверять полиции, судам, органам прокуратуры и следствия.
Законодательная и исполнительная ветви власти массово направляют обманутых и обездоленных властями граждан в суды, которые заведомо решают в пользу органов власти. Судебная власть народом не избирается, перед народом не отчитывается и является тоталитарной. Она всегда была главной опорой несправедливости и тирании, и демократии. Тиран Дионисий по своему суду дважды продал Платона в рабство, Сократа афинский демократический суд приговорил к смерти. Суды приговорили к сожжению Жанну Д’Арк, Джордано Бруно. В СССР Верховный Суд Белорусской ССР прославился расстрельным приговором для группы невиновных. Сейчас количество вступивших в силу неправосудных актов, случаев фальсификации уголовных и гражданских дел в коррупционных целях неимоверно возросло. Поэтому Конституция РФ даже с изменениями будет важна только правящей группе – для рядовых, почти 140 миллионов граждан предназначены подзаконные акты, поставленные над Конституцией РФ и кодексами:
1) административный регламент МВД РФ о паспортном режиме и регистрации по месту жительства или пребывания (по сути, наследство крепостного права);
2) знаменитый приказ №200 генпрокурора РФ, по которому заявления о должностных преступлениях судей, прокуроров, следователей, дознавателей в порядке ст.144,145 УПК РФ не рассматриваются;
3) многочисленные инструкции и правила, зачастую иезуитские,  в сферах ЖКХ, собственности, здравоохранения, образования, социальной жизни, труда, торговли  и безопасности;
4) самосочинённые инструкции новых цензоров-модераторов на государственных, банковских, общественных  сайтах.
Практически гражданин РФ вынужден жить и действовать по подзаконным актам, а не по Конституции РФ.
Вызывает тревогу и поправка, направленная на ограничение приоритета международного права над российским: был печальный исторический прецедент в годы Второй мировой войны с положением советских военнопленных вследствие неподписания соглашения о международном Красном кресте; вообще, игнорирование всеобщих международных конвенций бьёт «бумерангом», конечно, не по власти, а по народам…
Не верится, что В. Путин использует  изменения конституции в личных целях, но то, что это делается для стабилизации и упрочения власти действующей правящей группы, - в этом трудно сомневаться. Разумеется, никто не сомневается, что власть одобрит и примет все президентские поправки к конституции. Конечно, никто не будет против улучшения социального положения семей, детей, пенсионеров. Хотелось бы и исправления языковых стилистических ошибок: ни на одном языке не является правильным «трижды федеральное в одном названии» выражение «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», красующееся на здании палаты (к счастью, нет такого названия в самом тексте конституции). Правда, при этом остаётся загнанным вглубь национальный вопрос, нерешённость которого является «бомбой замедленного действия». Мы видим, что настала эпоха новых национально-освободительного и регионально-отделительного движений на сей раз внутри метрополий бывших колониальных империй из-за дифференцированных социально-экономических различий. Эти сепаратистские движения есть и в США, и в Канаде, и в Великобритании, и во Франции, и в Германии, и в Бельгии, и в Китае, и в Индии, особую остроту приобрела проблема независимости и отделения Каталонии от Испании. Право народов, этносов, регионов на самоопределение внутри метрополий становится принципиально важным. Мы предложили новый подход к решению этих проблем посредством учреждения и признания национально-политических и социально-экономических автономий компактно проживающих этносов внутри метрополий без права на территорию, имея в виду, что в будущем право на территорию должно отмереть на всей планете, если человечество захочет выжить, а не жертвовать собой и своими детьми, потомками ради удовлетворения алчных аппетитов метрополий, перераспределяющих природные ресурсы между собой. В любом случае конституция при современной мировой динамике будет временным основным законом, требующим регулярного пересмотра. А вот с исполнением законов останутся всё те же трудности и препятствия. Тексты Конституции РФ начиная с третьей главы и кодексов РФ итак находились в ряде противоречий с первыми двумя главами конституции – теперь клубок внутренних противоречий возрастёт.  Главное, не предусматриваются механизмы гражданского контроля, персональной ответственности и отстранения высших должностных лиц  и судей от должности, отзыва депутатов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Без этих механизмов государственный аппарат, охваченный паутиной коррупции и бюрократических отсылок и отписок, будет загнивать и создавать почву для ненависти, экстремизма, терроризма, революций, гражданских войн и прочих форм противостояний, а пожелания стабильности выразятся в создании ложной фасадности и иллюзий «потёмкинских» деревень. Опасность усиления массовых репрессий против инакомыслящих и страх населения перед явно криминализированными «правоохранительными» органами в случае культа или неадекватности правящего лица не только остаётся,  но усиливается, особенно если учесть  «конституционную» аналогию «1936, 1937 - 2020, 2021».
                       2. О ПРОЦЕДУРАХ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
       Я наивно надеялся, что найдётся хотя бы один судья КС РФ, политический деятель или юрист в РФ, который выскажется критично и обоснованно о предложенных Президентом РФ поправках к Конституции РФ. Гипотеза об отсутствии квалифицированных юристов в России, к сожалению, нашла ещё одно подтверждение. Кто-то из обладателей законодательной инициативы читал статью 136 Конституции РФ *) и Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ" **)  ?
        Президент РФ пообещал не подписывать поправки в Конституцию РФ, если они не будут одобрены на всенародном голосовании. "Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его", - заявил Президент на встрече с представителями общественности в Московской области, добавив, что примет окончательное решение о том, будет ли он подписывать закон, "только после того, как люди скажут свое слово" (http://duma.gov.ru/news/47663/).
         Но Конституция РФ не предоставляет Президенту права вето в отношении поправок в основной закон (в отличие, например, от порядка принятия федеральных законов). Согласно ст. ст. 108, 136 Конституции РФ  принятые поправки в течение четырнадцати дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию.
         В постановлении КС РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П подчёркивается, что "в отношении федерального закона Президент Российской Федерации наделён правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространённый статьёй 136 Конституции Российской Федерации на процедуру принятия поправок".
       В ст. 136 гл. 9 процедура всенародного голосования не предусмотрена. Всенародное голосование и принятие федерального конституционного закона – явления совершенно разнопорядковые. Неправильно одно подменять другим и проводить верблюда через игольное ушко. Чтобы ввести процедуру всенародного голосования для внесения поправок в гл. 3-8 Конституции, надо эту процедуру узаконить в ст.136 Конституции РФ. А это означает внесение изменения в  гл. 9 Конституции РФ, что требует созыва Конституционного Собрания (ст.135 Конституции РФ). Таким образом, предложенные поправки к гл. 3-8 вступают в противоречие с гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Всенародное голосование без созыва Конституционного Собрания является просто подтверждающей утешительной процедурой, логически излишней. Тем более что наиболее «болевые точки» структур публичной власти, заключающиеся в загнивании и развале судебной и правоохранительной системы, поправками практически не затронуты. Чем больше будет поправок конкретного свойства, тем короче будет «время жизни»  конституции. Такой подход создаёт плохой прецедент для будущих президентов и будущего России.
Было бы оптимальным предложить Конституционному Собранию к неизменным гл. 1, 2 добавить новации, отвечающие современным и будущим принципиальным вызовам в сфере прав и свобод человека, а остальные главы вывести из конституции в конституционные законы. Наиболее важными и актуальными становятся информационные права и свободы: право пользоваться публичной информацией без регистрации, бесплатно, без искусственных ограничений; свобода публиковать информацию и нести ответственность за её содержание вопреки возражениям модераторов;  право бесплатного пользования научной, учебной, социальной, общекультурной и просветительской информацией; право направлять онлайн в суды и другие государственные и публичные органы процессуальные обращения и копии документов под упрощённой электронной подписью при отсутствии права у государственных органов требовать копии документов, имеющихся в других инстанциях. Наконец, актуальнейшим для любой будущей конституции любой страны является провозглашение  освобождения от всех форм рабства и патологических зависимостей: от  физических, психических, информационных, интеллектуальных, лекарственных, алкогольных, наркотических, сексуальных, финансовых, семейных и т.п. Такие поправки, действительно, будут иметь принципиальный характер и фундаментальное значение для будущего. Нельзя конституцию как основный закон, предназначенный для действия на уровне принципов, раздувать включением туда же морального, жилищного, семейного, трудового, пенсионного и прочих кодексов, введением домостроя, религиозных догматов, социальных пожеланий и обещаний. Иначе получится, как в басне С.Михалкова «Слон-живописец»:
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -
"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -
"Позвольте! - удивился Крот. -
Есть кое-что важней, чем лёд!
Забыл художник огород". -
"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть жёлуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лёд,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мёд!
(На случай, если вдруг Медведь
Придёт картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"
Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!

Судя по всему, очередная конституция в РФ будет временной, до нового президентства, а изложенные предложения будут актуальными для проекта 2025 года.

*) «Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».
**)«Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации…»
4. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
5. Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения…»



Комментариев нет:

Отправить комментарий